Интересное и новое о витамине Д

Витамин D - НЕ витамин в классическом понимании.

Он изначально биологически инертен и должен пройти два процесса гидроксилирования для преобразования в метаболически активную форму, причем этот процесс и биологическое действие проявляются не в месте его непосредственного образования.

От классических витаминов витамин D3 также отличает то, что он не является кофактором одного из известных ферментов и может самостоятельно синтезироваться в организме (из холестерина - общего источника для синтеза всех стероидных гормонов). Наконец, витамин D3 имеет специфический ядерный рецептор в клетках различных органов и тканей, что характерно исключительно для гормонов

К активной форме витамина D3 (1,25 (ОН) 2D) в клетках различных тканей (головной мозг, предстательная и молочная железы, кишечник, матка, иммунокомпетентные клетки, яйца, яичники, сперматозоиды, яйцеклетки), а также в митохондриях всех клеток организма человека выявлены специфические рецепторы. Это позволяет рассматривать витамин D именно как гормон D,который работает в рамках так называемой эндокринной системы D-гормона.

Функции этой системы заключаются в способности генерировать и модулировать биологические реакции более чем в 40 тканях-мишенях путем регуляции транскрипции генов в ядре клетки (медленный геномный механизм) или активации внутриклеточных трансмиттеров на поверхности клетки (быстрый негеномный молекулярно-клеточный механизм)

Новые представления о витамине D как о мощном стероидном гормоне привели к существенной переоценке его физиологической роли в организме человека. Оказалось, что достаточный уровень гормона D необходим человеку на всю жизнь: от периода новорожденности до глубокой старости, поскольку витамин D3 влияет на транскрипцию около 3% человеческого генома, в том числе регулирует важные гены, отвечающие за синтез половых гормонов и регуляции углеводного обмена, нарушения функции которых закономерно сопровождаются низким качеством жизни и ускоренным старением человека

Принято выделять:

классические эффекты витамина (гормона) D:

  • регуляция фосфорно-кальциевого обмена
  • костный метаболизм

неклассические эффекты витамина (гормона) D:

  • торможение клеточной пролиферации и ангиогенеза (антиапоптичний и противоопухолевый эффект),
  • контроль секреции инсулина (гипогликемический эффект),
  • активация синтеза в клетках природных белков-антибиотиков (кателицидинов)
  • антибактериальный и противовоспалительный эффект) и др.

Сегодня на фоне высокой распространенности дефицита витамина D продолжается рост числа онкологических заболеваний, поэтому можно предположить, что дефицит витамина D причастен к канцерогенезу.

В наибольшем количестве исследований изучалась связь дефицита / недостаточности витамина D и рака молочной железы и предстательной железы (РПЖ) как наиболее частых форм рака у женщин и мужчин соответственно.

Польские ученые установили, что у пациентов с РПЖ (рак простаты) наблюдается более тяжелый дефицит витамина D по сравнению с таковым у мужчин с ДГПЖ (доброкачественной гиперплазии простаты).

Наконец, согласно новейшим эпидемиологическим данным, дефицит витамина D повышает риск смертности от онкологических заболеваний на 14%, а риск смертности от всех причин - на 35%.

За этими цифрами стоят десятки и сотни тысяч пациентов. Так недальновидно и аморально отказывать им в компенсации дефицита витамина D, что может способствовать как профилактике РПЖ, так и улучшению результатов любых вариантов его лечения на всех стадиях процесса.

В разных странах рекомендованое суточное потребление витамина D3 составляет 400-600 МЕ / сут для взрослых. Сегодня активно обсуждается повышение суточной дозы до 2000-4000 МЕ / сут, а для лечения ожирения могут понадобиться дозы 6000-10 000 МЕ в сутки.

Современные исследования показывают, что ежедневный прием 10 000 МЕ абсолютно безопасен с точки зрения негативного влияния на кальциевый обмен и процессы ренального литогенеза (образование камней).

Таким образом, долгосрочное поддержание оптимальной концентрации витамина D в крови - физиологическая и патогенетическая стратегия профилактики и лечения практически всех ассоциированных с возрастом заболеваний, к которым прежде всего относятся стремительно молодеющие сегодня онкологические заболевания, включая РПЖ.